Print



Логотипы Союза и АПО РБ

SOS:экологический

Ноябрь 2009 г. вестник

Пресс-релиз Союза экологов РБ и Ассоциации по обращению с отходами производства и потребления РБ

Автор и редактор – А.К. Веселов. Наш адрес: 450009 г. Уфа ул. Комсомольская 23\3 оф.9. Тел. \факс: (347)

282-45-20, 223-65-08. E-mail: This e-mail address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it Интернет –сайт : www. ecology.bash.ru

 

В республике формируется система управления отходами .

На межрайонном совещании по управлению отходами , проведенном Ассоциацией по обращению с отходами производства и потребления РБ совместно с Администрацией г. Сибая и контрольно-надзорными органами республики (7 апреля 2009 года г. Сибай), были выработаны подробные рекомендации по управлению отходами в республике, направленные на рассмотрение в Правительство РБ.

Правительство Республики Башкортостан издало распоряжение от 1 сентября 2009 г. № 941-р, текст которого приводится ниже.

«В соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления", Законом Республики Башкортостан "Об отходах производства и потребления", а также во исполнение Постановлений Правительства Республики Башкортостан от 21 апреля 2008 года № 120 "О Концепции обращения с отходами производства и потребления в Республике Башкортостан на период до 2012 года" и от 27 октября 2008 года № 369 "О мероприятиях по реализации Концепции обращения с отходами производства и потребления в Республике Башкортостан на период до 2012 года" (с последующими изменениями), в целях дальнейшего развития системы управления отходами производства и потребления, экономии сырья и материалов за счет рационального использования, извлечения и переработки вторичных ресурсов:

1. Утвердить прилагаемый Перечень отходов производства и потребления, подлежащих сбору в качестве вторичного сырья на территории Республики Башкортостан (далее - перечень).

2. Рекомендовать органам местного самоуправления Республики Башкортостан, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям руководствоваться настоящим перечнем.

3. Министерству природопользования и экологии Республики Башкортостан по мере необходимости пересматривать перечень и вносить предложения по его обновлению.

4. Управлению по делам печати, издательства и полиграфии при Правительстве Республики Башкортостан опубликовать настоящее распоряжение в средствах массовой информации.

5. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на Министерство природопользования и экологии Республики Башкортостан.

Кроме того, с целью упорядочения учета и движения отходов Минэкологии РБ разработало проект постановления Правительства РБ « О региональном кадастре отходов производства и потребления РБ», которое предусматривает введение в действие Положения о порядке ведения данного кадастра и ряд мер по созданию эффективной системы управления отходами.

В связи с правовыми проблемами по созданию такого кадастра, Ассоциация по отходам РБ обратилась в Правительство РБ с предложением заключения соответствующего соглашения между Правительством РБ, Росприроднадзором и Ростехнадзором по совместному ведению кадастра отходов РБ и создания указом Президента РБ или распоряжением Правительства РБ межведомственной комиссии по управлению отходами производства и потребления РБ с участием территориальных органов, научных учреждений и некоммерческих объединений специализированных организаций.

Со своей стороны Ассоциация по обращению с отходами производства и потребления РБ (АПО РБ) и Союз экологов РБ выразили готовность разработать проект положения об указанной комиссии и принять участие в ее деятельности.

Для обсуждения вопросов и проблем обращения с отходами АПО РБ и Союз экологов РБ разработали и согласовали с Минэкологии РБ и Приуральским управлением Ростехнадзора программу ежегодного семинара-совещания «Нормативно-правовое регулирование, технологическое обеспечение и экономическое стимулирование системы управления отходами в Республике Башкортостан», проводимого с участием и при поддержке контрольно-надзорных органов республики 17 ноября 2009 года в г. Уфе.




Общественная палата Республики Башкортостан

Комиссия по экономике, предпринимательству и охране окружающей среды

 


РЕШЕНИЕ

22 октября 2009 г. г. Уфа


1. Создать рабочую группу по природопользованию и экологической безопасности в следующем составе:

-Веселов Александр Калинович - руководитель рабочей группы.

-Гумеров Халиль Сагитович - зам. председателя Ассоциации по

обращению с отходами производства и потребления РБ.

-Каталов Геннадий Владимирович - член Координационного Совета Союза экологов РБ.

-Росляков Анатолий Васильевич - президент Инжиниринго- инновационной Ассоциации «Экологические программы РБ».

-Сарварова Римма Файзиевна - зам. председателя Башкирского отделения Ассоциации экологических журналистов Союза журналистов России.

-Спиридонов Сергей Михайлович - директор Башкирского филиала НП «Национальная аудиторская экологическая палата»

-Филиппов Игорь Мстиславович - учредитель НП «Ассоциация изыскателей Республики Башкортостан»

2. Утвердить план мероприятий рабочей группы на 2009-2010 (1 полугодие) год (публичные слушания и обсуждения в формате круглых столов)

  1. «О формировании и деятельности общественных советов при органах исполнительной власти и территориальных контрольно-надзорных органах в сфере природопользования, экологической и промышленной безопасности» .

Приглашенные: Минэкологии РБ, ОВР Камского БВУ, Башкирская межрайонная природоохранная прокуратура, -Управление Росприроднадзора по ,-Управление Ростехнадзора по РБ, Управление по недропользованию по РБ, Минлесхоз РБ, Управление Роспотребнадзора по РБ, Управление Россельхознадзора по РБ, Отдел охраны рыбных запасов Средневолжского управления по рыболовству, Минстройтранс РБ, Управление государственной экспертизы РБ, ГУ МЧС России по РБ, ГУ « Башкирское УГМС», иные экологические органы и организации

Декабрь 2009 г.

2. «О поддержке малого предпринимательства и развитии рынка экологических работ и услуг в Республике Башкортостан».

Приглашенные: Минэкологии РБ, Комитет по предпринимательству РБ, Прокуратура РБ, объединения предпринимателей.

Январь 2010 г.

3. «Проблемы и перспективы обеспечения экономики и населения республики водой питьевого качества».

Приглашенные: Территориальное Управление по недропользованию по РБ, Управление Роспотребнадзора по РБ, Уфаводоканал, Башводоканал, научно-исследовательские институты, фирмы-производители бутылированной воды.

Февраль 2010 г.

4. «Об обеспечении населения информацией о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране».

Приглашенные: Минэкологии РБ, Управление по делам печати, издательства и полиграфии при Правительстве РБ, редакции СМИ, Союз журналистов РБ, экологические общественные объединения.

Март 2010 г.

5. «О соблюдении законодательства о рациональном использовании и охраны водных ресурсов рек Белой и Уфа в черте городского округа г. Уфа»

Приглашенные: Минэкологии РБ, Камское БВУ, Администрация ГО г. Уфа, Управление Росприроднадзора по РБ, научно-исследовательские учреждения.

Апрель 2010 г.

«Утверждаю»


Заместитель Министра строительства, архитектуры и транспорта РБ


У.Г. Ураксин

 

Решение

Межведомственной комиссии по экологической безопасности градостроительной деятельности при Министерстве строительства, архитектуры и транспорта РБ по вопросу «Проектирование канализационных сетей и очистных сооружений на территориях малоэтажного жилищного строительства в РБ».


24 сентября 2009 г. г. Уфа


Организации –члены комиссии и приглашенные организации:

-Министерство строительства, архитектуры и транспорта РБ;

- Управление Роспотребнадзора по РБ;

- Министерство природопользования и экологии РБ;

-Управление Росприроднадзора по РБ;

-Приуральское Управление Ростехнадзора;

-Инспекция государственного строительного надзора РБ;

- ГУ «Управление государственной экспертизы РБ»;

-ГУ «Башкирское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды»;

-Филиал по РБ Территориального фонда информации по природным ресурсам и ООС

ПФО Минприроды РФ;

-Территориальное Управление по недропользованию по РБ;

-Камское бассейновое водное Управление;

-ФГУ по мониторингу водных объектов бассейнов рек Белая и Урал;

-Центр по инженерно-экологическим изысканиям и ОВОС ОАО ПИИ «Башгипроводхоз»;

- Союз экологов РБ;

- Администрация ГО г. Уфа;

- Администрация МР «Туймазинской район РБ»;

- Администрация Михайловского сельского Совета Уфимского района РБ;

- ООО «Экосфера»;

- Уфимский государственный нефтяной технический университет;

- ЗАО «Архпроект».

Заслушав доклады и выступления, обсудив проблемы охраны поверхностных и подземных вод, возникающие при проектировании, строительстве и эксплуатации неканализованных объектов капитального строительства при малоэтажной жилой застройке Комиссия по экологической безопасности градостроительной деятельности при Министерстве строительства, архитектуры и транспорта РБ

 

РЕКОМЕНДУЕТ:

1. Отметить прогрессирующее распространение зон загрязнений подземных вод питьевого качества и поверхностных водных объектов бытовыми сточными водами пригородных и коттеджных поселков, отдельно расположенных объектов малоэтажного жилищного строительства и производственной сферы.

2. Органам местного самоуправления РБ, Управлениям архитектуры и градостроительства муниципальных образований РБ , заказчикам –застройщикам, проектным организациям обеспечить выполнение требований п.3.4.2. республиканских нормативов градостроительного проектирования «Градостроительство. Планировка и застройка городских округов, городских и сельских поселений Республики Башкортостан» (постановление Правительства РБ от 13 мая 2008 г. № 153), и в частности:

2.1.Разрабатывать проекты канализации поселений одновременно с проектами водоснабжения с обязательным анализом баланса водопотребления и отведения сточных вод и рассмотрением возможности повторного использования очищенных сточных и дождевых вод.

2.2.Исключить возможность выделения земельных участков и выдачи разрешений на строительство для размещения пригородных и коттеджных поселков, отдельно располагаемых объектов без проектирования, строительства и ввода в эксплуатацию систем канализации и очистки сточных вод. При застройке пригородных и коттеджных поселков, в целях обеспечения экологической безопасности, предусматривать их канализование с подключением к существующим централизованным системам канализации, либо путем проектирования и строительства локальных систем очистки сточных вод.

2.3. Обеспечить контроль за приемом в эксплуатацию отдельно стоящих неканализованных жилых и иных зданий в части наружной и внутренней гидроизоляции выгребов с учетом возможности вывоза сточных вод на ближайшую сливную станцию.

2.4. Организовать прием и учет сточных вод от эксплуатирующихся неканализованных объектов на ближайшие сливные станции или комплексы биологических очистных сооружений.

2.5. С участием ОАО «Башводоканал», Управлений по водоснабжению и канализации муниципальных образований обеспечить выявление неканализованных объектов на обслуживаемой территории, заключение и реализацию договоров с гражданами и юридическими лицами на вывоз и прием сточных вод из выгребов на станции слива очистных сооружений, организовать учет приема сточных вод от неканализованных объектов.

2.6. Включать требование о проектировании сетей канализации и очистных сооружений для объектов социальной инфраструктуры (школы, детские сады, больницы и поликлиники, дома культуры и т.д.) в технические условия на подключение данных объектов к инженерным сетям.

3. Обязать управления архитектуры и градостроительства муниципальных образований РБ и заказчиков -застройщиков предусматривать в архитектурно-планировочных заданиях и технических заданиях на проектирование оформление актов на скрытые работы по гидроизоляции выгребов.

4. ГУ «Управление государственной экспертизы РБ» :

- возвращать на доработку проектную документацию по отдельно размещаемым объектам производственного и иного назначения, не имеющим систем канализации и сооружений по очистке сточных вод;

-обратить особое внимание при проведении государственной экспертизы проектной документации объектов капитального строительства , размещаемых в пределах водоохранных, рыбоохранных и рекреационных зон, особо охраняемых природных территорий (включая государственные природные парки «Кандры-Куль», «Аслы-Куль», «Мурадымовское ущелье») на наличие в проектной документации технических решений по сбору и очистке сточных вод от размещаемых объектов. 5. Государственным контрольно-надзорным органам РБ совместно с администрацией сельских поселений провести проверку герметичности выгребов и наличия договоров на вывоз бытовых сточных вод из выгребов на сливные станции в населенных пунктах и на неканализованных объектах малоэтажной застройки, расположенных в пределах водоохранных зон водных объектов.

6.Инспекции по государственному строительному надзору РБ при проведении проверок обратить особе внимание на недопустимость ввода в эксплуатацию объектов капитального строительства, не оснащенных системами канализации и очистными сооружениями.

7. Заказчикам –застройщикам, проектным организациям предусматривать в проектной документации на строительство отдельно расположенных неканализованных зданий и поселков применение автономных систем канализации и очистки сточных вод.

8. Управлению Росприроднадзора по РБ и Минэкологии РБ провести анализ результатов контрольно-надзорной деятельности в части размещения объектов без систем сбора и очистки сточных вод на особо охраняемых природных территориях и в пределах водоохранных зон водных объектов с разработкой и реализацией мер по устранению нарушений градостроительных норм и водоохранного законодательства.

9. Минэкологии РБ проработать вопрос дифференцированного подхода к нормированию качества очистки сточных вод пригородных и коттеджных поселков, разработки и утверждения региональных нормативов предельно допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в сточных водах малых поселков и населенных пунктов, а также вопрос по использованию очищенных сточных вод и осадков очистных сооружений поселков, устройству выпусков на рельеф и в малые водотоки.

10. Принять к сведению информацию о соблюдении водоохранного и градостроительного законодательства при малоэтажном строительстве Администрации ГО г. Уфа, Администрации МР «Туймазинской район РБ», Администрации Михайловского сельского Совета Уфимского района РБ.

11. Принять к сведению информацию ООО «Экосфера» об эффективности применения установки очистки бытовых сточных вод «TVER» производительностью от 1 куб. м до 1000 куб. м в сутки.

12. В соответствии с данным решением Министерству строительства, архитектуры и транспорта РБ направить главам администрации муниципальных образований РБ инструктивное письмо об устранении нарушений норм градостроительного и экологического законодательства при проектировании, размещении , строительстве и эксплуатации малоэтажных объектов.


Решение на 4 стр.

Ответственный секретарь Заместитель председателя

Комиссии: Комиссии:


Е.Р. Садыкова А.К. Веселов


Межведомственная комиссия по экологической безопасности градостроительной деятельности при Министерстве строительства,

архитектуры и транспорта РБ

Комиссия по экономике, предпринимательству и охране окружающей среды Общественной палаты Республики Башкортостан

 

«Утверждаю»

Заместитель Министра строительства, архитектуры и транспорта РБ

У.Г. Ураксин

Решение

«О практике экологического контроля за строительством объектов при

осуществлении государственного строительного надзора»


22 октября 2009 г. г. Уфа


1. Принять к сведению информацию Инспекции государственного строительного надзора РБ и Приуральского управления Ростехнадзора

о практике экологического контроля за строительством объектов при осуществлении государственного строительного надзора. Ответственному секретарю комиссии совместно с Союзом экологов РБ проанализировать информацию о нарушениях природоохранного законодательства, установленных Инспекцией государственного строительного надзора РБ в 2009 году и направить соответствующую информацию в органы местного самоуправления, правоохранительные и природоохранные органы для принятия соответствующих мер

2. Отметить слабую организацию государственного надзора за соблюдением экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства при размещении и строительстве объектов на территории Республики Башкортостан, что объясняется следующим:

- изменениями федерального законодательства, исключившими экологический и санитарно-эпидемиологический надзор за строительством объектов , а также отменившими государственную экологическую экспертизу;

- отсутствием должной координации между государственными контрольно-надзорными органами и органами местного самоуправления в осуществлении контроля за соблюдением экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства при размещении и строительстве объектов, отсутствие подзаконных нормативных правовых актов, регламентирующих взаимодействие этих органов между собой;

- отсутствие единой республиканской информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, включая банк информационных данных о результатах инженерных изысканий (в том числе инженерно-экологических);

-незначительность штатного состава Инспекции государственного строительного надзора РБ и Приуральского управления Ростехнадзора, осуществляющего в настоящее время экологический и санитарно-эпидемиологический контроль в рамках государственного строительного надзора;

-массовость нарушений органами местного самоуправления экологического, санитарно-эпидемиологического и градостроительного законодательства при предоставлении земельных участков под застройку и оформлении разрешительной документации на строительство, включая игнорирование общественного мнения и заинтересованных землепользователей при размещении объектов.

3. С целью повышения уровня государственного управления и контроля за учетом экологических и санитарно-эпидемиологических факторов при размещении градостроительных объектов и их строительством считать целесообразным выполнение следующего:

- главам администрации городских округов и муниципальных районов обеспечить информирование населения и землепользователей о рассмотрении вопросов размещения градостроительных объектов, для чего в срок до 1 января 2010 года разработать и утвердить муниципальные положения о порядке проведения публичных слушаний (ст. 39 Градостроительного кодекса РБ), а также обеспечить создание и функционирование информационных систем обеспечения градостроительной деятельности соответствующего уровня;

- Министерству строительства, архитектуры и транспорта РБ с участием Инспекции государственного строительного надзора РБ разработать и внести на рассмотрение Правительства РБ в 2010 году проект «Положения о порядке взаимодействия органов государственного надзора и органами местного самоуправления за соблюдением экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства при отведении земельных участков по строительство и реализацией градостроительных проектов».

- Инспекции государственного строительного надзора РБ ввести в практику заключение и реализацию соглашений о взаимодействии (включая обмен информацией о фактах установленных нарушений) по вопросам соблюдения природоохранного законодательства при осуществлении градостроительной деятельности с Приуральским управлением Ростехнадзора, Управлением Росприроднадзора по РБ, Минэкологии РБ, Управлением Роспотребнадзора по РБ, ГУ «Управление государственной экспертизы РБ».

- Управлениям архитектуры и градостроительства ГО и МР РБ обеспечить включение в состав комиссий по выбору площадок под размещение объектов и комиссий по вводу объектов в эксплуатацию уполномоченных представителей природоохранных органов и органов санитарно-эпидемиологического надзора.

- Центру ОВОС и инженерно - экологических изысканий ОАО ПИИ «Башгипроводхоз» создать единый республиканский фонд результатов инженерных изысканий, разработать и представить до 31 декабря 2009 года в Минстройтранс РБ проект Положения о данном фонде.

- государственным контрольно-надзорным органам, органам местного самоуправления, проектно-изыскательских учреждениям, общественным организациям при установлении фактов нарушения требований экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства при размещении и строительстве объектов информировать Инспекцию государственного строительного надзора РБ и Приуральское управление Ростехнадзора для проверки и принятии соответствующих мер.

- Министерству строительства, архитектуры и транспорта РБ ходатайствовать перед Правительством РБ об увеличении численности штатного состава госинспекторов Инспекции государственного строительного надзора РБ, занимающихся экологическим и санитарно-эпидемиологическим надзором.

4. Принять к сведению сообщения Управления Роспотребнадзора по РБ, Минстройтранса РБ, Центра ОВОС и инженерно-экологических изысканий ОАО ПИИ «Башгипроводхоз» о плане действий по гигиене окружающей среды по РБ на 2009-2013 годы , а также по представлению в Минстройтранс РБ проекта Инструкции по инженерно-экологическим изысканиям в декабре 2009 года.

5. Союзу экологов РБ в срок до 15 декабря 2009 года представить в Министерство строительства, архитектуры и транспорта РБ проект Положения о межведомственной комиссии по экологической безопасности градостроительной деятельности при Минстройтрансе РБ.

6. В связи с немотивированным отсутствием на заседании комиссии представителя Управления Роспотребнадзора по РБ Союзу экологов РБ направить соответствующее представление в Роспотребнадор.


Отв. секретарь комиссии: Зам. председателя комиссии:

 

Е.Р. Садыкова А. К Веселов


 

«ВторПластЭкология» - это молодая компания была создана сравнительно недавно и зарекомендовала себя с положительной стороны, является членом Ассоциации по обращению с отходами производства и потребления РБ. При продержки Администраций районов г. Уфы и Союза экологов РБ нами были экспериментально установлены 24 контейнера в Кировском районе г. Уфы и проведена экологическая акция «Чистому городу – Чистые улицы!». По последним экологическим отчетам ежегодно выпуск

пластиковой тары увеличивается на 20 %, тем самым вытесняет с рынка стекло и другие материалы, а утилизация естественным путем происходит более 300 лет, наносят непоправимый вред экологической обстановке города

Наша задача - не допустить попадание пластика на полигоны, тем самым облегчить влияние мегаполиса на экологическую обстановку.

Больницы, санатории, места отдыха , – традиционный источник ПЭТФ пластика. В среднем, граждане, прибывающие на лечении, употребляют несколько литров бутализированной воды в сутки, оставляя килограммы ПЭТФ упаковки, которые выбрасываются в общие контейнеры для ТБО.

На сегодняшний день нами установлено более 100 сетчатых контейнеров для пластиковых бутылок, в том числе на территориях лечебных учреждениях ( 4 роддом, ГКБ №22, Институт глазных болезней, Кардиологический диспансер, Детская республиканская больница, детская глазная больница, санаторий-профилакторий Радуга, ГКБ №21), и продолжается изготовление и установка сетчатых контейнеров в Кировском Октябрьском, Советском, и других районах города. Уфы.

В один сетчатый контейнер помещается 50-70 кг вторичной ПЭТФ тары, тем самым уменьшается объём, вывозимого мусора на полигон, а собранный пластик идет на дальнейшую переработку на завод, а не утилизируется в почву.

ДЛЯ СПРАВКИ

Согласно отчетам за три месяца компания ООО «ВторПластЭкология» вывезла с территории Кировского района пластиковых бутылок общим весом 18929 кг ( 18 тонн 929 кг) при этом наша компания оплатила за сбор и отгрузки, сотрудникам ЖКХ денежную сумму в размере 56787 тысяч рублей.

Учитывая, что на сегодняшний день расценки «Спецавтохозяйства» составляют 197,08, за один куб/м, а в наш сетчатый контейнер помещается 2 куб/м, то несложно высчитать, какую экономическую выгоду приносят эти контейнера для района. Во первых улучшается экологическая обстановка (собранные пластиковые бутылки не попали на полигон для утилизации их в почве), во вторых – экономия на вывозе мусора ( 18 тонн 992 кг это 759,68 куб/м отходов, а соответственно; 759,68 х 197,08 = 149 тыс 717 руб) , и в третьих дополнительный заработок для сотрудников ЖЭУ ( за собранные пластиковые бутылки было выплачено 56787 руб)

Компания ООО « ВторПластЭкология» продолжает изготовление и установку сетчатых контейнеров по предварительным заявкам от предприятий УЖХ г. Уфы и лечебных учреждений.

КСТАТИ!

- Из питьевой ПЭТ бутылки на сегодняшний день производится шпагат, отделочная плитка, аналог сотового поликорбаната, добавляется при изготовлении строительных материалов и .т.д.

- Из 5 двухлитровых бутылок можно изготовить волокно для большой спортивной майки;

- 20 двухлитровых бутылок достаточно для производства утеплителя зимней куртки;

- 25 двухлитровых бутылок достаточно для изготовления волокна для свитера;

- Из 35 двухлитровых бутылок можно изготовить утеплитель для спального мешка;

- 60 двухлитровых бутылок достаточно для производства 1 кв.м коврового покрытия.


Развал Научно-исследовательского института по безопасности жизнедеятельности?

9 октября с.г. подписано распоряжение Правительства РБ о передаче ГУП НИИ БЖД из ведения Управления ЧС РБ в ведение Минэкологии РБ.

Рассматривается вопрос о замене руководства института (в связи с окончанием срока контракта). По оценкам экспертов и сотрудников института основной в сфере экологии научно-исследовательский институт республики, (кстати, не получающий из бюджета средства на плановую работу, но имеющий рентабельность за счет хозяйственных договоров) может быть фактически ликвидирован, поскольку ведущие ученые института, обеспечивающие его работу, собираются уволиться вместе с директором и образовать коммерческую фирму, а материальная база института будет приватизирована. Такое развитие событий нанесет неизбежный удар по экологии республики.________________________________

Судебная практика

Союзом экологов РБ и жителями с. Чесноковка Уфимского района РБ Абдуллиной Л.Н., Гайсина И.М., Федяевой В.М., Тимашевой Г.В., Зиятдинова А.Т., Якуповой З.Ф выигран иск по запрещению строительства Общественного центра ТСЖ «Чесноковская гора». 9 октября Уфимский районный суд признал данное строительство незаконным, закончив тем самым 2-х летний судебный процесс.

Примечательно, что Глава Администрация Уфимского района выступил на стороне жителей и поддержал их требование о предварительных публичных слушаниях при принятии градостроительных решений, и учете общественного мнения при рассмотрении вопроса выдачи разрешений на строительство..

____________________________

Аппеляционная инстанция подтвердила и оставила в силе решение Арбитражного суда Пермского края об отказе КФХ « Ашаеш» в предоставлении данному субъекту предпринимательской деятельности водного объекта - реки Ашаеш в Илишевском и Краснокамском районе РБ (17 км от истока до устья) для платных услуг по рекреации и организации отдыха. КФХ предложено представить документацию на предоставление лишь части данного водного объекта без ограничения права местных жителей на пользование данной речкой. Союз экологов РБ поддержал в данном случае отказ Камского БВУ от регистрации данного договора, проявившего принципиальную позицию в интересах закона и населения.

________________________________

ОАО «Салаватстекло» обратилось в Арбитражный суд РБ с иском к Управлению по недропользованию по РБ о признании недействительными результатов аукциона , лицензии и лицензионного соглашения на право использования Михайловского проявления стекольных песков в Куюргазинском районе ввиду возможного влияния карьера на нормальную эксплуатации водозабора «Мокрый лог» г. Кумертау в связи с расположением месторождения в 3 –м поясе санитарной охраны водозабора. При этом автоматически признаются бросовыми затраты истца на оформление документации, геологическую разведку месторождения и разовый аукционный взнос в сумме 40 млн рублей. В результате независимой эколого-правовой экспертизы документации, проведенной юристами Союза экологов РБ, сделан вывод о необоснованности данных претензий и внесено предложение по разработке и согласованию проекта зоны санитарной охраны водозабора и разработке дополнительных мероприятий по охране подземных вод при разработке карьера. Экспертное заключение представлено в Арбитражный суд РБ.

______________________

По заявлениям Союза экологов РБ по фактам нарушений природоохранного законодательства при строительстве горно-лыжного центра на озере Кандры-Куль Туймазинского района и при размещении оздоровительного центра пчеловодства и апитерапии по ул. Менделеева в г. Уфе Башкирская природоохранная межрайонная прокуратура возбудила административное производство в отношении виновных лиц и организаций, предъявила в суды иски за ущерб лесному хозяйству в размере 2.5 млн рублей и 1,5 млн рублей соответственно, и внесла представления об устранении нарушений.




23 октября 2009 года подписано соглашение о взаимодействии Минэкологии РБ и Союзом экологов РБ, предусматривающее совместные действие по развитию правовой базы, по реализации ежегодного Послания Президента РБ в части ООС, по внедрению новых технологий и развитию рынка экологических услуг, по совместному проведению мероприятий и по отмену информацией.



28 октября 2009 г. подписано соглашение о взаимодействии в области охраны окружающей среды между Приуральским управлением Ростехнадзора с одной стороны и Союзом экологов РБ и АПО РБ с другой. Соглашение содержит аналогичные соглашению с Минэкологии РБ сферы взаимодействия, а также совместное проведение государственной экологической экспертизы проектов строительства объектов размещения отходов и материалов обоснования лицензий на право обращения с опасными отходами. В состав экспертных комиссий по первым трем проектам уже включены эксперты Союза экологов РБ.


«ГОРЯЧИЕ ТОЧКИ» ЭКОЛОГИЧЕСКОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ.


Многие люди считают, что сфера общественных отношений в области природопользования и охраны окружающей среды не имеет отношения к политике государства и не может влиять на стабильность вертикали власти. Однако в современных условиях мироустройства, где обостряется борьба за плодородные земли, леса, минеральные ресурсы, где все чаще возникают вооруженные международные конфликты из-за воды, где предметом торговых отношений стал атмосферный воздух, где катастрофически прогрессирующие изменения климата и загрязнение окружающей среды привели к массовому появлению экологических беженцев, проблемы экологии выходят в число приоритетных как для всего мира, так и для национальных правительств.

Открытое игнорирование требований природоохранного законодательства и общественных экологических интересов органами местного самоуправления, должностными лицами государственных органов, бизнесом вредит не только живой природе и здоровью людей, но приводит к нарастанию социально-политического напряжения в обществе.

«Горячие точки» общественного недовольства ущемлением конституционного права гражданина на благоприятную окружающую среду возникают и в нашей республике.

В Союз экологов РБ периодически поступают заявления о конфликтах местного населения с заказчиками-застройщиками, которые при помощи отдельных чиновников любыми путями стремятся извлечь максимум прибыли за счет сокращения издержек на природоохранные мероприятия.

К примеру, уже два схода жителей д. Кудеевка Иглинского района решительно высказались против использования недействующей пока плавильной печи для обработки марганцевых руд, что в былые военные годы уже привело к серьезным проблемам в состоянии здоровья местного населения. Конфликт тлеет и взрыв всеобщего возмущения можно предотвратить лишь в рамках закона: проведением открытых общественных слушаний по проекту, а также государственной и общественной экспертизой проектной документации.

Поступают жалобы и из г. Благовещенска, атмосфера которого принимает на себя выбросы северного промузла г. Уфы, усиленные активно расширяющимися вредными производствами ОАО «Полиэф», вследствие чего содержание, к примеру, бензапирена в Благовещенске превышает норму до 6 раз и индекс загрязнения воздуха с годами растет . Почти каждый понедельник звонят жители Черниковки, жалуясь не резкое усиление запаха ароматических углеводородов в выходные дни, когда экологический контроль фактически отсутствует.

Жители жилых кварталов по ул. Менделеева г. Уфы уже не раз проводили акции протеста против уничтожения лесного массива , состоящего из хвойных деревьев, дуба, липы, клена, рябины , вдоль реки Уфа на ее высокой надпойменной террасе. Десятилетия жители города используют этот лес , протянувшийся от ипподрома «Акбузат» по всему району «Зеленая Роща», для отдыха, однако нашествие богатых застройщиков на «зеленые легкие» города лишь усиливается. В 2007 году ОАО «Баштрансгаз» в этом лесу разместил на вырубленных гектарах собственную гостиницу и более десятка частных коттеджей. Появились также всякого рода отрытые и закрытые торговые точки, кафе, чьи-то ведомственные базы отдыха. Апофеозом стало выделение около аж 17 га леса для оздоровительного центра по пчеловодству и апитерапии. При этом проект еще отсутствует и, соответственно, не прошел государственную экспертизу, нет и разрешения на строительство, но подрядчик – строительный трест № 3 уже вырубил 5 гектаров леса. Возникает вопрос: «А для чего такая огромная площадь скромному оздоровительному центру»? Напрашивается вариант ответа: «Для последующего переоформления лесных участков под размещение частных коттеджей». С такими темпами через пару лет жители города не смогут даже подойти к берегу реки Уфа из-за повальной приватизации данной стремительно сокращающейся лесной зоны, выполняющей не только рекреационные, но и экологические функции. Кстати, по последнему факту ущерб лесному хозяйству составил 1,5 млн рублей и природоохранная прокуратура принимает меры по наказанию виновных лиц.

Еще один подобный случай - строительство без проекта и экспертизы горно-лыжного комплекса в государственном природном парке «Кандры-Куль» Туймазинского района (место отдыха сотен тысяч людей), где ущерб государственному лесному фонду составил 2 475 258 рублей, который по иску прокуратуры должен быть взыскан с ОАО «Уралтехнострой- Туймазыхиммаш». Однако, в обоих случаях заказчики и подрядчики продолжают строительство без проектной документации.

Немалым спросом у предприимчивых дельцов пользуется и территория Уфимского района. Так, жители деревни Суровка, возглавляемые местным сельским советом , уже более года пытаются воспрепятствовать строительству коттеджного поселка, в проекте которого отсутствуют канализация и очистные сооружения, что неизбежно загубит единственный источник питьевого водоснабжения деревни- знаменитый Суровский ключ.

Становится нехорошей традицией и нарушение прав жителей в пос. Чесноковка. Неразбериха в межевании земельных участков и бесконтрольность привели в прошлом году к уничтожению сосновой рощи , выполнявшей функцию зеленной зоны поселка. Зато на этом месте строится очередное частное владение, что не может вызывать чувство умиления местных жителей, посадивших 8 лет назад эти благородные деревья.

В этом году почти на этом же месте возник еще один социальный конфликт. Председатель товарищества собственников жилья «Чесноковская гора» решил затеять собственный бизнес и без решения общего собрания начал строительство частного «Общественного центра» ( а по сути - большой торговый центр), что, как выяснилось, совершенно не нужно членам этого ТСЖ, желающим проживать в отдалении от торговой суеты. Такое желание урвать для себя, не считаясь с законным мнением местного сообщества, отнюдь не способствует нормальным общественным взаимоотношениям.

Именно этот принцип использует бизнес в Уфе, откуда идет наибольшее число жалоб. Назовем лишь несколько последних фактов уплотненной застройки, вызывающей законное возмущение жителей, поскольку заказчики и управление архитектуры в погоне за прибылью размещают элитные дома и торговые комплексы не только не интересуясь мнением жителей (что является обязательной процедурой публичных слушаний), но и занимая под свои объекты детские площадки, скверы и иные внутридворовые площади со сложившейся десятилетиями инфраструктурой.

Так, ООО «СомоСтрой» уже приступило к расчистке площадки под строительство многоэтажного элитного дома во дворе дома 63 по проспекту Октября, невзирая на протестные пикеты жителей.

Жители микрорайона «Вита», расположенного в санитарной зоне Уфимского витаминного завода, уже более 2 года ведут судебную тяжбу со всеми городскими службами, разрешившими строить такой же дом на внутридворовой площадке.

Массовые жалобы поступают от жителей ул .Зорге по намерениям городских властей уничтожить парковую зону, проложив параллельно данной улице так называемое Западное шоссе.

Жители микрорайона «Сосновая Роща» протестуют против перманентного уничтожения парка Калинина, где размещен ряд производственных объектов от снегосплавного пункта до автосервисов.

Проживающие по ул. 8 Марта (Советский район) удивлены, почему местная администрация не провела публичных слушаний , расширив в два раза автодорогу по этой улице и убрав дорожный знак , запрещающий движение грузового транспорта, вследствие чего интенсивность движения возросла в три раза. Жители этой многострадальной улицы, имея в непосредственной близости от домов высоковольтную линию электропередач, получили еще и мощный источник шума и выхлопных газов.

Подобные примеры далеко не единычны. Конечно, есть и положительные разрешения подобных конфликтов. Так, двух летние усилия жителей привели к прекращению строительства элитного дома по ул. Антонова 2 , где городские службы разрешили размещение этого объекта в парке им. Якутова на территории бесплатной детской площадки. Закончилось отказом города от строительства , намерение разместить торговый комплекс на месте сквера, посаженного жителями Сипайлово в память погибшим в Чечне и Афганистане.

Однако такие случаи пока довольно редки и для этих побед общественности требуется гражданское мужество и настойчивость инициативных групп и отдельных граждан, заинтересованных, чтобы их дворы стали чище и просторнее, а город становился более благоприятным для проживания. И крайне нужна гласность процедуры принятия градостроительных решений, что позволит резко снизить уровень коррупции, разрастающейся но фоне катастрофического роста экологически обусловленной заболеваемости и смертности населения.


Фотоконкурс о природе.

Управлением Росприроднадзора по РБ и Администрацией Южно-Уральского государственного природного заповедника проведен 1-й республиканский конкурс фоторабот, посвященных дикой природе Башкортостана Победители награждены ценными подарками и дипломами, а сами работы выставлены для обозрения в Национальном музее РБ в Уфе. Следующий конкурс будет проводиться в 2010 году, и он будет посвящен 80-летию Башкирского государственного природного заповедника. Следующие фотоконкурсы планируются в заповеднике «Шульган-Таш» и национальном парке «Башкирия»


Будущее экологического туризма в РБ.

Рекомендации республиканского совещания на тему «Организационно- правовые проблемы и перспективы развития экологического туризма в Республике Башкортостан»(19 сентября 2008 г. Гафурийский район РБ. д. Имендяшево), организованного Межведомственным Советом по экологическому туризму и ООПТ при Управлении Росприроднадзора по РБ и Союзом экологов РБ, были направлены для рассмотрения в Правительство РБ. Одним из результатов стала реорганизация Министерства по физической культуре, спорту и туризму РБ, и введение должности первого заместителя министра по туризму. Следующим шагом нового министерства стало проведение 10 ноября 2010 года в г. Уфе учредительного съезда Башкирского союза туристкой индустрии. Съезд объединил предприятий и организации, работающие или желающие работать в сфере внутреннего (въездного) туризма и создавать соответствующую инфраструктуру. В планах министерства создание информационно-рекламного центра по туризму и ряда комиссий нового Союза. Предусматривается также разработка республиканской программы по привлечению потока туристов в наиболее живописные природные уголки республики.